FRESH production
15.02.2016

О ко-продакшене, современных героях и исторической правде



Продолжая серию публикаций в рамках спецпроекта «Кухня сериала», МедиаБизнес пообщался с Олегом Щербиной и Юлией Чернявской из Fresh Production. «Мы не имеем права злоупотреблять доверием и патриотизмом украинского зрителя и заставлять его смотреть низкопробный продукт», – обращает внимание Олег Щербина. «На данный момент продакшены уже сумели справиться с проблемой малых бюджетов и произвести достойный продукт», – признает Юлия Чернявская. О ко-продакшене, качестве при малых бюджетах, законодательном «пинке», современном герое и самоцензуре, – в интервью.

– МБ уже писал о проектах, которыми вы занимаетесь в ко-продакшене: Урсус, Изи… Насколько перспективен этот путь для украинских компаний?

Олег Щербина (О.Щ.) Ко-продакшн – одна из форм организации кинопроизводства. Ко-продакшн полезен для привлечения дополнительного производственного финансирования, расширения географии продаж готового продукта, а также, привлекает дополнительное внимание международных кинофестивалей. Но, при этом, международная ко-продукция значительно усложняет администрирование проекта, требует дополнительного финансирования на этапе развития проекта, увеличивает общий период производства картины приблизительно на год-два, а также приводит к общему удорожанию проекта. В целом, ко-продакшн – одна из наиболее сложных схем финансирования и производства кино. В связи с этим, продюсерская компания, которая начинает ко-продукционный проект, должна трезво оценивать свои силы и возможности. Не претендуя на истину в последней инстанции, маленьким и начинающим компаниям, я порекомендовал бы начинать свою деятельность с национальными проектами.

– В чем особенности поиска зарубежных партнеров?

О.Щ. Наиболее простым и эффективным способом поиска потенциальных партнеров является участие в профессиональных секциях международных кинофестивалей. На мой взгляд, авторитет и статус фестиваля в данном случае играет второстепенное значение. Важно регулярное и систематическое участие в этих форумах, которое рождает доверие к компании производителю и продюсеру лично. Мой опыт показывает, что два украинских кинофестиваля – Молодость и ОМКФ позволяют продюсерам без больших финансовых и временных затрат получить широкий круг качественных знакомств. Оба фестиваля справляются с этой задачей блестяще, за что необходимо поблагодарить их организаторов.

- Важно ли, чтобы со странами были потенциально схожи менталитет, вкусы аудитории или это не имеет значения?

О.Щ. Да, это важно. Еще более важным является международный имидж страны, народа и киноиндустрии. Все это влияет на симпатии экспертных советов Киноцентров тех стран, которые рассматривают ко-продукционный проект. Безусловно, эксперты с большим вниманием и симпатией относятся к совместным проектам с такими странами, как Франция, Германия или Италия. Необходимо понимать, что в конкурсах европейских Киноцентров обычно принимает участие от нескольких десятков до сотни проектов и конкурировать необходимо с продюсерскими компаниями со всей Европы, которые сотрудничают с известными кинорежиссерами, регулярно попадающими в конкурсные программы фестивалей класса А. Поэтому, украинские продюсерские компании, как и весь украинский бизнес, заинтересованны в улучшении международного имиджа страны.

- Сейчас телеканалы и продакшены в стадии активного производства. Как совместить количество и качество? Что мешает, что способствует качеству? И как быть с проблемой малых бюджетов при нерастущем рекламном рынке?
Юлия Чернявская (Ю.Ч.) Относительно телевизионного кинопроизводства – Украина находится на достаточно высоком качественном уровне. Отечественные продакшены много лет успешно производили на оба рынка – украинский и российский. Понятно, что всегда есть куда расти и развиваться, и если смотреть на ситуацию с этой позиции, то количество при правильной организации всегда переростает в качество. Уже сейчас это заметно на уровне актерского цеха. Относительно малых бюджетов – на мой взгляд, ситуация сложилась трудная, но не безвыходная. На данный момент продакшены сумели справиться с проблемой малых бюджетов и произвели достойный продукт, который уже сегодня можно увидеть в эфире ведущих телеканалов. Например, мы с каналом «Украина» готовим целую серию премьер: детективный сериал «Тройная защита», мелодрама «Чорна квітка» и другие.

Безусловно, низкий бюджет ограничивает, приходиться экономить и часто отказываться от эффектных сцен, трюков и даже сценарных идей. Возможно, выход из этой ситуации лежит в плоскости ко-продукции. Во всяком случае мы работаем в этом направлении.

- Как вы полагаете, если бы не законодательные ограничения, телеканалы продолжили бы «выезжать» на российском продукте? Без «пинка» возможно ли было активизировать собственное производство?
О.Щ. Нет, я думаю, что без законодательного запрета этот процесс затянулся бы на много лет. Культурная и бытовая близость, многократно превышающий по объему финансирования рынок и жесткая конкуренция между украинскими телеканалами, которая не позволяла топ-менеджменту рисковать при производстве собственного продукта – это ключевые факторы, которые тормозили развитие рынка производства украинских сериалов. Преодолеть эти факторы без законодательного регулирования, на мой взгляд, было бы невозможно.

- Руководители продакшенов, с которыми общался МБ в рамках спецпроекта «Кухня сериала», нередко говорили, что без российского рынка сериал не окупить. Сериал исключительно для внутриукраинского проката – это миф или окупаемость все таки возможна?
О.Щ. Данный пункт должны комментировать представители телеканалов, которые владеют информацией о финансовых возможностях каналов и состоянии рынка рекламы. Со своей стороны я могу сказать только одно – качественные украинские сериалы, предназначенные для внутреннего рынка, выигрывают «рейтинговую» конкуренцию у иностранных, включая российские. Главной задачей, которая стоит сейчас пред каналами и продакшн-компаниями – это наладить производство высококачественного продукта. Мы не имеем права злоупотреблять доверием и патриотизмом украинского зрителя и заставлять его смотреть низкопробный продукт. В дальнейшем, я уверен, производство продукта для внутреннего рынка, в «рейтинговом» и финансовом измерении станет безусловно оправданным.

- Последние два года мир вокруг нас серьезно поменялся. Герой современного времени – какой он? Как он меняется?

Ю.Ч. За последнее время, без привязки к нашим реалиям военного времени, люди, а соответственно и герои, стали более искренними, открытыми, настоящими. Можно сказать, супер герой уступил место супер человеку. В подтверждение этому – Оскар за лучший фильм 2015 года – «Бердмен», а лучшие исполнители главных ролей – Джулианна Мур («Все еще Элис») и Эдди Редмэйн («Вселенная Стивена Хокинга»). Что касается моего видения украинского героя, думаю, сейчас мы в активном поиске самих себя, а значит и образа своего героя. У нас появилась реальная возможность показать, без каких либо ограничений, ментальную и национальную индивидуальность украинцев.

- Существуют ли, на ваш взгляд, жанры мирного и военного времени?
Ю.Ч.  Нет, не существует. Считаю, что зритель всегда открыт к качественной, способной захватить его внимание истории. Все мы устали от политики и войны, но несмотря на это, готовы гордится своими героями и не перестаем иронизировать над  руководителями государства, продолжаем шутить, влюбляться и плакать.

- В 90-е украинские кинематографисты сняли ряд фильмов, переосмысливающих проблемные точки нашей истории. Как вы полагаете, насколько актуально сейчас открывать историческую правду посредством кино? С учетом момента, бюджетов, запросов аудитории…
Ю.Ч. Общеизвестная фраза Джорджа Сантаяны – «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, что бы пережить его вновь», думаю, впрямую дает ответ на этот вопрос. Для украинцев - разобраться в своей  истории, особенно в ее проблемных точках, единственно возможный способ двинуться дальше к чему-то новому и лучшему. К счастью, понимание этого есть как у зрителя, так и у кинопроизводителей. Уже сегодня готовится, производится и заявляется к производству достаточно много фильмов и сериалов на историческую тему – «Будинок Слово», «Століття Якова», «Червоний» та інші.

- Табу, внутренняя самоцензура – существует ли для вас, как продюсера? Есть ли нюансы: например, что-то, что в отличие других стран, у нас не воспринимается, и наоборот.
Ю.Ч.  Абсолютно уверенна, что кино, как и сама жизнь, не приемлет табу. Человек создан, чтобы познавать мир, себя и окружающих. Чем честнее этот процесс отражается в фильме, тем интереснее зрителю. Другое дело – самоцензура. Берясь за работу, ты соглашаешься с неким сводом приемлемых устоев и правил, обязуешься следовать им, соответствовать. Вообще, это очень тонкое и совершенно индивидуально трактуемое понятие. Для меня, как продюсера, это уважение к аудитории, зрителю, заказчику. А что касается нюансов… Думаю в общечеловеческих понятиях зрители, независимо от страны проживания, друг на друга похожи.

Источник: Информационно-аналитическая онлайн-газета «МедиаБизнес»

вернутся в список

подписка

Подпишитесь на рассылку новостей компании