FRESH production
18.04.2013

Бог лег в Карпатах



Одним из крупнейших и самых дорогих проектов компании Fresh Production, который этой весной будут рассматривать на конкурсе кинопроектов Государственного агентства по вопросам кино, «Снег в Карпатах» – удивительная история любви украинки и австрийца на фоне двух мировых войн.

Константин Вернер в Карпатах

К сожалению, пока никто не взялся за экранизацию романа Владимира Лиса «Век Якова», который по территориальной и событийной эпичности, временному охвату, вполне можно считать украинским литературным аналогом американского фильма «Унесенные ветром». Но, к счастью, появился проект «Снег в Карпатах» Константина Вернера, сценариста, режиссера и продюсера с немецкой, чешской  и австрийской кровью в жилах.

Итак, о проекте:

Речь в сценарии идет о нашем прошлом. Галичина в составе Австро-Венгерской империи. «Снег в Карпатах» рассказывает конкретную (хоть и выдуманную) историю любви двух людей, историю печальную и трагическую, однако величественную, которая в глобальном понимании может быть метафорой к истории двух государственных формаций – Австро-Венгрии и Украины. Если следовать данной метафоре, то сценарий выглядит так: начинается война между двумя империями – Австро-Венгерской и Российской, где Украина – лишь одна из территорий для выяснения отношений насильственно-кровавым способом. В этой войне проиграли все, но Украина значительно больше; впрочем, надежда пришла через 80 лет, когда мы обрели независимость.

Отношения героев «Снега…» тоже имеют драматический привкус, потому что два человека, соединенных любовью – австрийский офицер Антон фон Гайдингер и украинская гадалка Мария Чабан – должны расстаться, чтобы умереть поодиночке. И единственной их надеждой на связь, хоть и ментальную, остается ребенок, рожденный Марией от Антона. И что эта надежда все же сбылась, зритель сможет понять из последней сцены – через 100 лет после событий 1914 года (когда, собственно, Антон и Мария познакомились) в Карпаты приезжает семья – папа, мама и трое детей. Выполняя, вероятно, ежегодный ритуал, они идут к одной из гор, на склоне которой виднеются две могилы. Становиться понятно, что эта семья – потомки австрийца, который полюбил украинку.

Эта сюжетная метафоричность сценария – далеко не единственное достоинство проекта. Вообще уникально, что Вернер, немец по рождению, с 2000-х живя и работая в Соединенных Штатах, решил написать сценарий с украинскими коннотациями. И если немного покопаться в фактах, ситуация проясняется.

Все началось в 2008 году, когда он, окончив в Чехии съемки своего очередного фильма, «Королевы славян», впервые приехал в Украину. И всецело проникся ее драматической историей постоянных войн, ее культурой, храмами и людьми. «Масла в огонь» в восприятие подливали его гены – род Вернера связан с Украиной исторически и духовно.

Хотя бы потому, что вечный украинский оппонент, Россия, как была причастна к краху Австро-Венгрии в 1918-го и к упадку Германии 1919-го, так и оккупировала Чехию 1968-го. Таким образом, все время, переосмысливая увиденное и услышанное, известное и обдуманное, Вернер пришел к идее написать сценарий, который объединил бы его опыт и его желание.

Он вернулся в Украину, намереваясь познакомить в сценарии немца с украинкой и зажечь их вечной любовью, которая бы разгоралась на фоне большего костра – сначала Первой, а затем и Второй мировых войн. Вернер сам поехал в Карпаты, доехал до Рахова, прошел перевалы, послушал людей и докопался до исторических источников. Много читал об освободительном движении Украинской Повстанческой Армии в Западной Украине. И все это прекрасно подошло для его замыслов.

В конце концов, образ главного героя трансформировался в офицера австро-венгерской армии, который должен был уйти от суда за убийство в драке венгерского графа, уехав как можно дальше.  А тогда самой дальней географической точкой на карте империи была Галичина.

На самом деле, читая сценарий, понятно, что иностранный автор таки путается в нюансах, например, трудно поверить в существование полностью еврейских сел в глухих карпатских горах. Зато Вернер достаточно точно уловил этнические и национальные отношения между украинцами, русскими и евреями. Тем не менее, пока сценарий переводят на украинский язык  и корректируют согласно тогдашним  историческим реалиям  региона.

2012 года Вернер переслал сценарий  председателю немецкой продюсерской компании Aktis Film Стелиосу Зианнису, а тот, в свою очередь, зная украинскую продакшен-компанию Fresh Production, переслал его продюсеру Олегу Щербине. Сценарий всех поразил, несмотря на то, что Вернер его потом еще дважды переписывал. И, кажется, самым удивительным был даже не сценарий, и не то, что речь в нем шла про Украину, а готовность проекта. То есть, уже на момент появления проекта в Украине, он имел большинство тех составляющих, из которых, как пазл, должен собираться любой фильм.

Идея и написание сценария – это далеко не все, что требуется  для появления фильма. Фильм – это финансирование, команда создателей, актеры, выбранные локации, аппаратура и четкое представление о дальнейшей судьбе. В Украине большинство проектов не выходят за пределы идеи, а те, которые выходят, перетекая в сценарий, и даже получая деньги, не доходят до производства. Проект «Снег в Карпатах» попал в Украину в поисках украинского представителя-посредника, чтобы быть представленным на конкурс кинопроектов, который несколько лет назад запустило обновленное Госкино.

Fresh Production может закрыть 10% большого для нас 8-миллионного бюджета, и львиную часть, 50%, продюсеры хотят получить именно от Госкино. Проект уже имеет режиссера (сам Вернер, который делал «Королеву славян»), оператора (Антонио Риестра, который принимал участие в создании «Сука-любовь» Иньярриту и «Фрида» Джули Тэймор), гарантированные 5% бюджета от словацкой стороны, 15% – от немецкой, 20% – частных инвестиций, агента по продаже прав –  компанию Aktis Film и мощного американского дистрибьютора, компанию Entertainment One, славившуюся своим прокатным заделом в 70 позиций, среди которых фильмы «Космополис» Кроненберга и «Страсть» де Пальмы. Ни одного проекта с таким бэкграундом в Украине еще не появлялось.

Плюс к этому, Константин Вернер имеет четкое представление об исполнителе главной мужской роли. Он хочет видеть в роли Антона кого-то из семи голливудских звезд: Шайа ЛаБафа («Трансформеры»), или Аарона Тейлора-Джонсона («Быть Джоном Ленноном»), или Роберта Паттинсона («Сумерки»), или Майкла Фассбендера («Прометей»), или Джозефа Гордона-Левитта («Петля времени»), или Джима Стерджесса («Облачный атлас»), или Джейка Джилленхола («Принц Персии»). И эти представления не являются безосновательными бредом идеалиста, фаната всего голливудского. Вернер уже почти 15 лет сотрудничает с Голливудом, продюсирует фильмы и сериалы в Германии, снимает музыкальные клипы в Лос-Анджелесе и ставит пьесы в Нью-Йорке. Именно такой, как он, может найти нужных агентов и нужных актеров. А желание Вернера получить для своего проекта голливудскую звезду класса «А» обусловлено требованием американского дистрибьютора.

Что для Украины означает работа с такими кинозвездами? Что в Украине можно снимать. То, что настоящие голливудские звезды Ольга Куриленко и Мила Кунис – из Украины, еще ничего не значит. Как и то, что здесь побывали на пресс-конференциях Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэтхэм, Эдриан Броуди ли Саша Грей. Но если осуществится этот проект (и выйдет неплохим), появится доверие, потом интерес, а затем и более тесные контакты. Не стоит пренебрегать предложением, ожидая некого чуда.

Съемочный период «Снега в Карпатах» начнется осенью 2014 года, а в прокат он должен выйти в 2015 году.

Ярослав Пидгора-Гвяздовський

http://zbruc.eu/node/5460

вернутся в список

подписка

Подпишитесь на рассылку новостей компании