FRESH production
5.06.2015

Первая публикация «Будинок «Слово»»


Первая публикация о художественном фильме Тараса Томенко «Будинок «Слово»», что сейчас готовится к принятию Государственным агентством Украины по вопросам кино и дальнейшего съемочного процесса.

«Нация, которая не знает своей истории, обречена ее повторять», – сказала Оксана Забужко. Чтобы не повторилась трагическая 350-летняя история отношений Украины с соседним «братским» народом, с ее массовыми расстрелами, пытками и унижением, надо помнить, все время вспоминать, ни на мгновение не забывать. Надо возродить историю. Для этого режиссер и сценарист Тарас Томенко написал сценарий о кровавом и красноречивый момент нашей истории – историю Расстрелянного Возрождения, которую в этом году собирается отразить в проекте «Воскресение расстрелянного возрождения» крупнейший в Украине Международный литературный конкурс «Коронация слова», Государственное агентство Украины по вопросам кино и киевская производственная компания    Fresh Production.

Сейчас Тарас Томенко уже в пятый раз поехал в зону антитеррористической операции, – не воевать, а фиксировать образы тех, кто защищает Украину от очередного москальського нашествия. А в Госкино лежит его сценарий «Будинок «Слово»», ожидая увеличения финансирования кино отрасли, без чего весь 7-й конкурсный отбор кинопроектов – пустой звук. Тогда, в декабре, когда в столичном Доме кино проходили питчинг для получения государственной поддержки всех желающих снимать, казалось, что кино в Украине еще есть. Более 150 проектов, сданных на конкурс, были рекордом за все 4 года, как реформировали агентство, ввели продюсерскую систему и начали конкурсный отбор.

И теперь кино под вопросом. Соответственно, под вопросом замечательный проект об харьковском доме «Слово», до которого, как до райского места, в ’30 -х годах свезли почти всех одаренных украинских художников, поэтов и поэтесс, театральных режиссеров и художников, поощренных совокупностью хорошего общества, невероятно роскошными на то время условиями труда и декларируемой свободой творчества. Проект и о вечном, и о конкретном – о сыре в мышеловке … В начале сценария и в конце, мышеловки, носит дворник, сетуя на развод крыс. Такая вот метафора следующих роковых событий: через несколько лет всех жителей творческого дома было или расстреляно, или арестовано, или униженно и вынуждены лить воду на коммунистическую мельницу пропагандистского искусства для народа.

Харьков, печальноизвестный дом «Слово». С 66 квартир репрессированы жителей сорока

Три последних года кино действительно хорошо развивалось, и в 2014-м, даже с учетом войны, это же дало ошеломляющий результат. Впрочем, все закончилось – мелкое возрождения подошло к концу и даже не успело почувствовать полноценной радости от процесса жизни. На весь текущий год на все кинопроизводство выделили сумму почти вдвое меньшую той, которая нужна на выплату долгов по уже запущены фильмы, и, соответственно, ни копейки не дали для запуска новых проектов …

Во время того недолгого взлета отечественного кинематографа Тарас Томенко, известный за свой, премирован на Берлинском кинофестивале 2001 короткометражный фильм «Тир», вспомнил свои постоянные, школьные волнения по поводу Хвылевого. Он действительно его смущал, хотя, собственно говоря, как и каждый, кто в правильный, молодой время проглотил в горячке, с температурой 39-ть, «Я (Романтика)». И вот, какой-то момент, Тарас понял одну особую вещь, якобы поверхностную в истории о доме «Слово», но в действительности ошеломляющую. Так, Николай Хвылевой был иконой украинской литературы ХХ века, но кроме него в доме поселили и других известных его коллег-побратимов, даже не так – ВСЕХ тех, кто был цветом культуры тогдашней Украины. И кого потом уничтожили. По мнению Тараса, это была уже готова классическая древнегреческая форма, где место, событие и трагедия объединены в одно целое.

Одна голова – хорошо, а две – лучше. Поэтому Тарас объединился с Любовь Якимчук, поэтессой, журналистом и знатоком и большой поклонницей собрата Хвылевого, Михаила Семенко, и пустился берега в поисках материала, два года копаясь в ЦНБ, СБУ, воспоминаниях и биографиях – в прошлых жизнях и растерзанных до сих пор не заживших ранах . В своих четырехмерных странствиях они познакомились с внучкой Павла Тычины, нашли чемодан не распакованных и до сих пор никем непрочитанных писем поэта, нашли краеугольные вопросы к смыслу фильма и ответы, страшно актуальны именно сейчас. «Своим фильмом я хочу задать вопрос – что такое Украина? – Говорит Тарас. – Как так получилось, что тогда, в Харькове, как не в первый и не последний раз, одним махом уничтожили ее цвет, обезглавили ее? Сейчас мы видим продолжение этого, сейчас происходит финал столетней войны с Россией: в 17-м году пришел красный террор, а сейчас его апогей – то конвульсии ».

Два года Тарас боролся с множественностью фактов, которые, как тесто из кадки, вылезали за рамки сценария, распространялись, делились, образовывали новую массу. Потом решил сначала «вылепить» сценарий для документального фильма, с свидетельств историков, литературоведов и философов, а уже потом – для художественного. В целом, проект делается так серьезно и логично, что даже непривычно. Начнем с документалки – очень предусмотрительно и практически, потому что, с одной стороны, необходимо копнуть еще и глубже, а с другой – пусть формируется команда и люди набивают руку, раскатывая тесто для меньшей формы, чтобы впоследствии форму увеличить.

За производственную компанию он выбрал Fresh Production (и продюсер Олег Щербина согласился), компании со значительным, теперь 10-летним, опытом создания различных киноформ, от концертов и клипов, к телемувикив и складнопостановочних художественных фильмов («Збруч» писал о съемках большого копродукцийного фильма «Урсус», что делается в сотрудничестве Украины, Грузии, Болгарии и Германии). Интересно, что и оператором на обоих своих фильмах Тарас хочет видеть Сергея Барденюка, одного из пяти лучших операторов Украины, который уже неоднократно работал на проектах Fresh Production. Сейчас господин Сергей творит на «Сказке старого мельника» Александра Итыгилова – младшего, но это не помешает ему принять участие в проекты Тараса, хотя бы потому, что «Будинок «Слово»»  ему очень понравился.

И главнее все же знать – понять? – Кто воплотит центральный образ, кто будет играть самого Хвылевого, за перо и душу которого чекистские бесы вели настоящий бой. Писал сценарий, Тарас представлял в его роли Михаила Мельника, актера и основателя днепропетровского театра «Крик». «Если ты не видел его на сцене, если ты не видел его спектаклей – ты не видел ничего, – восторженно комментирует свое видение Томенко. – Он немного старше Хвылевого, но я принимал бы его энергетику и его актерские способности ». На другие роли Тарас собирается звать современных художников – отличная идея! На яркую, хоть и не на главную роль кухарки Стефановны – писательницу Оксану Забужко. Логичным есть приглашение в фильм харьковчанина Сергея Жадана. Можно вспомнить и Сашу Ирванца, который вместе с Жаданом засветился в «Поводыре» Олеся Санина … Лично мне воображение однозначно описала только образ Акимова: читая сценарий, я видел лица и слышал голос только одного актера – российского актера родом из украинского Херсона Сергея Гармаша, с его жесткостью «своих» и развязностью «Стиляг». А он теперь согласится? Или – а теперь ему кто-то предложит?

На самом деле, сценарий вышел хорошим. И одни из самых высоких оценок Экспертной комиссии Госкино, полученные по результатам прохождения конкурсного отбора, это подтверждают. Его многофигурность, тем не менее, ломает линию сюжета. Детали вкусные, кинематографические – как, к примеру, с совершенной точкой на пишущей машинке в одной сцене и выстрелом, как продолжением предыдущего звука – в следующей. Или перекрашена буква «і» в слове «Хліб» на машине на букву «е». Может, временами, определенные ходы слишком прямолинейными, и не надо было поэта Акимова делать таким уж очевидным подонком и травить в финале, реализуя желаемую мести. Но, как говорит Тарас, «это мое, авторское кино». «В первую очередь я снимаю для себя, – добавляет автор. – Если оно будет мне интересно, то будет интересно и другим. Хотя я представляю, кому оно может быть интересно точно – молодым людям, которые ищут себя и имеют много вопросов к этому миру. Тем, кто ищет истину. Они – мой зритель».

По форме этот проект – драма, но по содержанию – классическая трагедия. Именно сейчас ее крайне важно поставить на сцене современности, поставить для Украинской, как факт неистового ужаса и постоянного болезненного, но очень нужного напоминания. Тарас напоминает, как Хвылевой сам ответил на собственный вопрос, который задал перед писателями в последний день своей жизни: «Каким должен быть писатель в сталинские времена?» – Пошел и застрелился. То есть в такие, как сталинские, грубые времена писатель или должно быть мертвым, либо не должно быть писателем вообще ». Сегодня вместо этого, когда художник – режиссер, писатель, поэт … должно быть, и не просто быть, а быть гражданином.

PS. Сейчас начинается полное рассекречивание дела Хвылевого и истории дома «Слово», поэтому не исключено, что автор будет делать еще одну редакцию сценария.

вернутся в список

подписка

Подпишитесь на рассылку новостей компании